|
Начинается гражданская война, и С. В. Ильюшин отправляется на фронт. Его назначают начальником мастерских авиационного отряда. По окончании войны Сергей Владимирович был направлен на учебу в Московский институт инженеров красного воздушного флота, где он не только успешно учился, но и строил учебные планеры. В 1926 г. он окончил академию, а в 1931 г. создал и возглавил Конструкторское бюро (КБ), деятельность которого была связана с развитием трех родов авиации - штурмовой, бомбардировочной и пассажиркой. Это было огромное, не знавшее себе равных по масштабам, конструкторское бюро. Оно ставило задачу концентрации инженерских усилий в области опытного самолетостроения. К концу 1931 года в ЦКБ насчитывалось более 500 конструкторов, по тем временам число совершенно астрономическое. В ЦКБ Ильюшина работал долго. За участием в создании герметической гондолы стратостата СССР получил здесь орден Красной Звезды, затем занялся проектированием бомбардировщика ЦКБ-26. Все пригодилось в дальнейшем. Из ЦКБ-26 вырос через несколько лет знаменитый бомбежками Берлина и других глубоких тылов противника Ил-4. Опыт герметичной кабины стратостата вспомнился, когда в атмосферу проникли пассажирские Илы. Но, при всей важности и полезности, обе работы лишь часть дел руководителя огромного коллектива. В ЦКБ произошло и более значительное - С. В. Ильюшин начал проникаться идеей, снискавшую ему впоследствии мировую славу. Именно здесь развернулось первое серьезное проектирование советских штурмовиков. Их вели разные конструкторы, по разным причинам работавшие в ЦКБ. Многоцелевой самолет Ил-4 был основным дальним бомбардировщиком во время Великой Отечественной войны. Вскоре после создания бомбардировщика С. В. Ильюшин разрабатывает штурмовик Ил-2 (1939 г.), который наши солдаты назвали "летающий танк", а гитлеровцы - "черная смерть". В 1944 г. коллектив С. В. Ильюшина приступает к разработке принципиально новой авиационной техники - реактивной. Так появляются самолет Ил-22 (1946 г.) и первый реактивный Ил-28 (1948 г.). Большой вклад внесли и С. В. Ильюшин и руководимый им коллектив и в развитие гражданской авиации. Но и это еще не было концом истории грозного семейства самолетов атаки. За Ил-10, освоенным в массовом производстве, последовал Ил-16, выпускавшийся не большой серией, и экспериментальный Ил-20. Последним штурмовиком, построенным в 1953 году, стал реактивный Ил-40, надежно бронированный и гораздо более скоростной, чем его собратья с поршневыми моторами. Два самолета Ильюшина С.В. - штурмовик Ил-2 и бомбардировщик Ил-4 - успешно провоевали всю войну. Они еще сходили с конвейера, улетая на фронт с заводских аэродромов, когда в конструкторском бюро начали обозначать на ватмане контуры первого советского послевоенного пассажирского самолета. Этим самолетом стал Ил-12. Большой вклад внесли и Ильюшин и руководимый им коллектив и в развитие гражданской авиации. Производство Ил-12 началось на следующий год после окончания войны, в 1957 г. совершил свой первый полет турбовентиляционый пассажирский самолет Ил-1. Между Ил-2 и Ил-62 - дистанция огромного размера. За четверть века, минувшего после войны, на линиях Аэрофлота сменили друг друга три поколения пассажирских Илов. Сначала Ил-12 и потеснивший его Ил-14, затем Ил-18, "рабочая лошадка восточноевропейских аэродромов", как прозвали его американцы. За Ил-18, самый массовым самолетом нашей гражданской авиации, много проработавших в Европе, Азии и Африке, пришел черед самого младшего и самого совершенного - ИЛ-62, представителя второго поколения пассажирских самолетов с газотурбинными двигателями. Каждая из этих машин по-своему примечательна. ИЛ-12 и ИЛ-14 обеспечили аэрофлоту массовость пассажирских перевозок, ИЛ-18 вместе со своими ровесниками, родившимися в других конструкторских бюро, принес гражданской авиации скорость, комфортабельность, экономичность… И, наконец, межконтинентальный лайнер ИЛ-62 уверенно вышел на международные линии, продемонстрировав новое увеличение скорости и грузоподъемности. Сергей Владимирович Ильюшин Награждён: Золотая авиационная медаль ФАИ, 8 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Присуждены: Ленинская премия (1960), Государственные премии СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971). Установлены бронзовые бюсты в Москве и Вологде. Имя Ильюшина носит Московский машиностроительный завод, одна из улиц г. Вологда. |