HTML фон
Назад
АЛЕКСЕЙ ТИХОНОВИЧ ТУМАНОВ

Лауреат Сталинской премии и Государственной премии СССР,
Член-корреспондент Академии наук СССР, Доктор технических наук, Профессор
Директор Всесоюзного института авиационных материалов,
учёный в области разработки материалов и сплавов для авиационной и космической техники,
генерал-майор авиации

        Родился 14 февраля 1909 года в селе Большое, Ново-Уломского уезда, Вологодской губернии (ныне - деревня Большое, Ново-Судского поселкового Совета, Череповецкого района, Вологодской области), в многодетной крестьянской семье. Алексей Туманов начал было учиться в Череповецком педагогическом техникуме, но учёбу прервал из-за материальных трудностей и работал разнорабочим на лесозаготовках. В 1926 году Череповецкий губком комсомола командировал его на учёбу на рабфак Ленинградского сельхозинститута, но после окончания рабфака в 1929 году Туманов поехал в Москву и поступил в электромашиностроительный институт имени Я.Ф. Каган-Шабшая. Его учителями были Видные учёные Пётр Петрович Лазарев, Мстислав Всеволодович Келдыш, Михаил Алексеевич Лаврентьев, Владимир Владимирович Добровольский. Обучаясь на 1–2 курсах А.Т. Туманов, работал на электромашиностроительном заводе "Динамо", затем – на самолетостроительном заводе, а последние два институтских года – в бригаде Владимира Михайловича Петлякова в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Окончив в 1934 году учёбу, он работает три года заместителем Начальника группы конструкторов ЦАГИ, а затем назначается Директором опытного завода ЦАГИ, где проявил незаурядные способности в организации научной и производственной деятельности. Он активно участвовал в реализации идеи Андрея Николаевича Туполева – проектировании и строительстве цельнометаллического самолета (до этого самолеты были деревянными). В 1939 году он становится самым молодым в стране директором Всесоюзного института – Начальником Всесоюзного научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ, ныне - Ведущего центра, который обеспечивает прогресс авиационно-космической техники и прогрессивных отраслей промышленности в нашей стране) и работает на этом посту до конца своих дней. В первые годы работы молодой директор решил перспективные задачи: - создал новую материальную базу (расширен механический цех, созданы цех по обработке металлов давлением и цех литья, укреплена база для испытаний, созданы условия для производства неметаллических материалов; - создал коллектив ученых и производственников (у него работали С.Т. Кишкин, Н.М. Скляров, И.Н. Фридляндер, Я.М. Потак, М.Б. Альтман и др.). В короткие сроки были созданы и внедрены в производство отечественные высокопрочные стали (ЗОХГСА, ЗОХГСНА), а также алюминиевые сплавы типа Д16 для цельнометаллического самолета. Но первый орден – Красной Звезды – Туманов получил за исследование такого материала, как дельта-древесина. Дельта-древесина – слоистый материал с повышенной прочностью и негорючестью, широко использовался в самолетах С.А. Лавочкина. Сейчас из него делают лопасти винтов лёгких и спортивных самолётов и некоторые рулевые винты вертолётов. Во время войны институту пришлось работать на ряде новых направлений. Каждый самолёт в стране был на счёту, и А.Т. Туманов организовал помощь фронту по ремонту техники в передвижных ремонтных мастерских. Но основные задачи были более сложными: повышение живучести и ресурса боевых самолётов, помощь перебазированным в тыл заводам, освоение новых технологий и материалов для изготовления самолётов и двигателей. Важнейшая работа того времени – разработка авиационной брони (её авторы – помощники А.Т. Туманова С.Т. Кишкин и Н.М. Скляров), благодаря которой Ил-2 стал "летающим танком". Сам Алексей Тихонович участвовал в создании высокожаропрочного сплава и метода наплавки клапанов, что позволило резко повысить мощность авиадвигателей. По совместительству во время Великой Отечественной войны он занимал пост Начальника Главного технического управления Наркомата авиационной промышленности. После войны для реактивной авиации и другой новой техники под его руководством освоены высокопрочные алюминиевые сплавы, создан оригинальный AL-Li сплав 1420, разработаны сплавы на основе титана, разработаны жаропрочные никелевые деформируемые и литейные сплавы, начато создание композиционных материалов, в том числе металлокомпозитов, освоены и внедрены новейшие неметаллические материалы (стеклопластики и ориентированное оргстекло, теплозащитные покрытия и теплозвукоизоляционные материалы, герметики и резины, лаки и краски, полимерные теплостойкие клеи и др.). В 1940-1950-х годах А.Т. Туманов был организатором работ по созданию материалов для атомной энергетики, в частности по созданию тепловыделяющего элемента (тонкостенных труб из алюминиевого сплава) для первого промышленного атомного реактора, а также двигателя атомохода "Ленин". Профессор (с 1969 года) Алексей Тихонович Туманов активно участвовал в новых разработках для ракетно-космической техники. Под его руководством были созданы сплавы и материалы на полимерной основе для подавляющего большинства отечественных ракет стратегического назначения, а также систем "воздух-земля", "воздух-воздух" и т.п. Принимал самое непосредственное участие в разработке материального облика новой космической техники.

Награды:
Алексей Тихонович Туманов был удостоен Сталинской премии (в 1946 году) и Государственной премий СССР (в 1967 году)
В 1957 году ему присвоено Почётное звание "Заслуженный деятель науки и техники СССР".
Три ордена Ленина (1945, 1957, 1966),
Красной Звезды (1941), Трудового Красного Знамени (1949),
"Знак Почета" (1960), Октябрьской Революции (1971),
Дружбы народов (1975), медалями (1957).

















Видный ученый в области авиационного и космического материаловедения Алексей Тихонович Туманов скончался 12 декабря 1976 года.
Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище